При железнодорожных перевозках применяется множество способов для обеспечения сохранности поезда и максимальной безопасности пассажиров. Важную роль играет наличие тормозных устройств разного вида. Каждый вагон, в том числе прицепные вагоны, оборудуются автотормозом – основным и вспомогательным (пневматическая тормозная система). Еще один обязательный тормозной элемент – стояночный (ручной). Свои функции эти механизмы выполняют, создавая силу сопротивления, способную затормозить и остановить состав.

Рассмотрим подробнее: для чего служит и где расположен ручной тормоз пассажирского вагона ЖД.

Особенности ручного тормоза пассажирского поезда

Сначала железнодорожные составы оснащались только ручным тормозным устройством, расположенным на специальной тормозной площадке. Назначение – для принудительного удерживания вагона на месте, кроме того, для осуществления аварийной остановки. Действие дублировалось колодочным устройством, размещаемым на рельсах – колодки прижимались к дискам, находящимся на колесах. Это производилось путем физического воздействия человеком на штурвал – сила передавалась посредством червячной передачи и рычажной системы, колодки фиксировали колеса. Чем больше прилагалось усилие – тем быстрее останавливался состав. Усилие при этом не должно было превышать 10 тонн, иначе зафиксированные колеса начинают скользить по рельсам, создавая аварийную ситуацию.

Для чего служит ручной тормоз вагона ЖД? Его назначение очевидно:

  • является страховочным вариантом для торможения поезда – применяется при отказе автотормозов;
  • актуален для принудительной фиксации вагона на месте на уклонах;
  • для фиксирования подвижного состава при долгом отстое.

Стояночный тормоз, установленный в пассажирском вагоне ЖД, имеет несложную, но весьма надежную конструкцию. В его составе:

  • штурвал с ручкой;
  • две конических шестеренки;
  • винт;
  • две тяги, закрепленные гайками.

Принцип действия основывается на механическом выдвижении штока цилиндра, дающего возможность тормозным колодкам произвести зажимание и вызывать замедление скорости или полную остановку вагона. Система характеризуется простотой и прочностью, может длительное время удерживать колеса в зафиксированном состоянии. Для надежности блокировку обычно поддерживают установлением башмака.

Использование ручного тормоза рекомендуется исключительно в аварийных случаях.

Где расположен ручной тормоз

Пассажирам не помешает знать – где расположен ручной тормоз пассажирского вагона ЖД. Ручка штурвала размещена на торцевой стене в рабочем тамбуре. Если вращать штурвал вправо – начинается торможение, влево – производится отпуск тормоза. На штурвале обязательно нанесены обозначения, по которым видно – куда двигать ручку.

Грузовые составы также оснащаются ручным тормозным оборудованием. Но оно имеет конструкцию несколько проще, и управление осуществляется снаружи. Ручной тормоз в пассажирских поездах срабатывает значительно быстрее, но изнашиваются также гораздо быстрее.